Звезды фестиваля

Оперетта стала счастливой судьбой народной артистки России Надежды Басаргиной

Надежде Басаргиной  как сильной вокалистке самой судьбой было предназначено петь в опереточной классике. К счастью, в Екатеринбурге-Свердловске классика органически сочетается с современными поисками в области мюзикла.

Как только не доставалось классике в советские годы: ее и вообще запрещали как чуждое советской идеологии искусство, и ограничивали в правах, а она возвращалась и требовала уважения к себе. Ибо нельзя запретить Красоту. Да и темы у нее были «вечные» — любовь, стремление к счастью. Свердловские режиссеры, начиная с легендарного Георгия Кугушева, умели извлекать лучшее из классического запаса, и рождались спектакли-легенды и актеры-легенды вроде незабвенной Марии Викс, а позднее Нины Энгель-Утиной. Эту традицию подхватила и продолжила своим творчеством Надежда Басаргина.

Коренная уралочка из Челябинска, происходящая из простой рабочей семьи, она переняла у родителей главное — привычку неустанно трудиться и силу воли. Сначала постигала мастерство в Челябинском училище культуры, где ее педагогом был обожаемый публикой тенор Ниаз Даутов, не один год певший в Свердловске. Потом — в Ленинградской государственной консерватории. Так что когда в 1977 году она появилась в Свердловске, у нее было все, чтобы занять в труппе достойное положение.

Талант певицы, выступавшей чаще всего в паре с Анатолием Бродским, позволил успешно спеть Сильву в «Княгине чардаша», Марицу в «Графине Марице» Имре Кальмана, Елену в «Прекрасной Елене» Жака Оффенбаха, Розалинду в «Летучей мыши» Иоганна Штрауса… Все они были цельными и сильными натурами, умеющими бороться за свою любовь, в каждую актриса вкладывала свое понимание жизни.

Книжку своих мемуаров Басаргина назвала «Судьба моя — оперетта». И не сфальшивила. Театр, в котором служит, действительно стал ее счастливой судьбой.

Когда в коллективе объявляют репертуар на следующий месяц, оказывается, что у нее снова сплошные занятые вечера. Расширился диапазон. Она все чаще берется за роли характерные, которыми издавна славилась свердловская оперетта. Список спектаклей, в которых можно увидеть Надежду Басаргину, велик — от «Парка советского периода» до «Летучей мыши», от «Тетки Чарлея» до «Ямы»… А в мюзикле Сергея Дрезнина «Екатерина Великая» она сыграла императрицу Елизавету Петровну, правительницу властолюбивую, а порой и жестокую. Только печется-то дочь Петра о судьбе России. Снова совсем непростой характер. А значит — вдвойне интересный.

(Из статьи Юлии Матафоновой в газете «Уральский рабочий» от 13 мая 2016 года)

 



Редкая драгоценность в россыпи уральских самоцветов

Ансамбль народных инструментов «Изумруд» создан на базе Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии в 1995 году, сообщает сайт этого учреждения культуры.

 В группе шесть музыкантов — Надежда Жихарева и Светлана Соловей (домра), Константин Прокошин (бас-балалайка), Михаил Сидоров (балалайка), Евгений Ханчин (ударные) и Ринат Якупов (баян). Все артисты ансамбля – исполнители-виртуозы высочайшего уровня, лауреаты конкурсов и фестивалей в Европе и России. Художественный руководитель коллектива — лауреат международного конкурса Михаил Сидоров.

Для музыкального направления, которым занимается группа «Изумруд», пожалуй, еще не придумали подходящего определения. Артисты «Изумруда» – музыкальные экспериментаторы, которые уже двадцать лет умело балансируют между жанрами и стилями, не боясь создавать самые смелые и неожиданные музыкальные коктейли. Результаты «изумрудных» творческих авантюр — эксклюзивные авторские шоу-программы, которые способны объединить мелодии Моцарта с блюзом, а песни Элвиса Пресли —  с напевами народов мира.

Группа «Изумруд» — хэдлайнер всероссийских и международных музыкальных фестивалей, лауреат многочисленных творческих премий, коллектив с богатой дискографией и обширной гастрольной картой. Все двадцать с лишним  лет существования группа успешно совмещает участие в спектаклях и концертах Свердловской музкомедии с созданием авторских творческих проектов.

Музыканты «Изумруда» – организаторы первого на Урале фестиваля формата world music «Изумрудный город», который уже около десяти лет остается площадкой уникальных интернациональных творческих проектов группы «Изумруд» и их друзей со всего мира.

География гастролей коллектива охватывает  более десятка стран, таких, как Азербайджан, Армения, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Германия, Израиль, Испания, Италия, Казахстан, Киргизия, Франция. Еще длиннее перечень российских городов, где побывали с концертами уральские музыканты.

Впечатляет и список наград, которыми отмечен уникальный коллектив.  Вот только некоторые из них: специальный диплом фестиваля «Хрустальный город» (Испания),

специальный диплом областной премии «Браво!», премия «Золотой цилиндр» в номинации «Лучший инструментальный ансамбль»,  премия интернет-конкурса International Web Music Talent, премия интернет-конкурса International Songwriting Competition,  приз «Симпатия зрителей» Международного форума редких и самобытных этнических групп и исполнителей на необычных, старинных и аутентичных инструментах «Истоки».





Уникальный танцевальный ансамбль родился под музыку «Рио-Риты»

Своим рождением клуб массового бального танца для ветеранов Нижнетагильского Дворца культуры имени И.В. Окунева  обязан Тамаре Дунаевой, почетному ветерану города. Вот что пишет о ней корреспондент газеты «Тагильский рабочий» Людмила ПОГОДИНА:

«Этот человек, по мнению окружающих, знает секреты жизнерадостности и активного, творческого долголетия.

— Секрет? Нет у меня секретов! — смеется Тамара Ивановна. — Когда много делаешь, то все успеваешь. Нужно меньше спать, я всю жизнь сплю четыре часа в сутки. Много читаю, по пять или шесть книг в неделю. Если книга интересная, могу ее всю ночь читать, утром заварю крепкий кофе и иду на занятия. Никогда не опаздываю. Древние греки говорили, что хорошо развитый человек должен уметь плавать, танцевать и знать иностранный язык. Стараюсь соответствовать.

Я ровесница УВЗ, родилась в Нижнем Тагиле. Отец работал заместителем начальника управления капитального строительства в горисполкоме. Мама — домохозяйка, воспитывала четырех детей.

Лидером я была с детства. Во дворе – атаман, руководила мальчишками. Учеба давалась легко. Принимала участие в самодеятельности, увлекалась поэзией и пением, занималась спортом – плавание, лыжи, гребля, спортивный скутер, мотоцикл.

В 1958 году по путевке комсомола несколько человек отправили на курсы в Свердловск, где готовили директоров клубов. Нам преподавали драматургию, хореографию, учили на художников-оформителей, чтобы мы могли хотя бы афишу написать, еще получили справки киномехаников-передвижников.

Вернулась на Уралвагонзавод, устроилась крановщицей и работала только в третью смену, чтобы весь световой день быть в «Морском клубе». Через четыре месяца меня избрали комсоргом. По выходным были поезда здоровья, ходили в турпоходы, отправлялись в сплавы по Чусовой.

Окончила музыкальную школу по классу аккордеона, работала музыкальным руководителем в детском саду, потом перешла в специализированный детсад. Выйдя на пенсию, работала художником-оформителем в поликлинике ЦГБ №1, а девять лет назад открыла клуб массового бального танца для ветеранов «Рио-Рита». Ставим бальные танцы прошлых веков, русские народные хороводы, две цыганочки – классическую и с шалями, танцы народов мира. Участвуем в районных, городских и областных фестивалях.

Кроме того, 18 лет я бессменный председатель культмассовой комиссии при районном совете ветеранов Дзержинского района. Во Дворце водного спорта веду группу «Дельфинихи» и переучиваю ветеранов с «собачьего стиля» на спортивные.

— Она требовательная, справедливая, стильная, элегантная, подтянутая, не человек — фонтан энергии, —  участницы клуба «Рио-Рита» могут долго перечислять качества, которыми обладает их руководитель.

Женщины в один голос говорят об удивительной способности Тамары Дунаевой находить подход к каждой из них, выводить из депрессии тех, кто, выйдя на пенсию, загрустил, учить бороться с комплексами.

 В клубе «Рио-Рита» занимается 55 человек, самой молодой даме 54 года, старшим участницам танцевального коллектива – около 80. На занятия приезжают из разных районов города и из Мурзинки. Женщины шутят, что попасть сюда можно только по рекомендации, по блату, так как желающих много. Чем же «Рио-Рита» привлекает тагильчанок?

— Это наша жизнь! – хором отвечают дамы. – Что бы мы видели на пенсии, если бы не Тамара Ивановна?

Они вместе танцуют, занимаются плаванием и скандинавской ходьбой, устраивают субботники, путешествуют, отмечают праздники. Со смехом вспоминают, как дружно мастерили кокошники для одного из танцев: вырезали из картона заготовки, обтягивали их тканью, украшали бусинами. Получилось красиво и экономно – 300 рублей вместо 2 тысяч в интернет-магазине. Кстати, компьютер практически все освоили самостоятельно и теперь не только общаются в социальных сетях, но могут вместе повторять танцевальные упражнения при помощи скайпа.

Есть у «Рио-Риты» и свой девиз: «Ходить и бегать не могу, а танцевать себя заставлю». Дисциплина жесткая, даже на репетиции нужно приходить не в чем попало, а в форме – футболка и бриджи. Нельзя пользоваться духами, так как Тамара Ивановна признает только один парфюм — холодную воду.

У Макса Фрая есть рассказ «Какого цвета ваши танцы» о танцевальной студии, где очаровательная строгая Фрида учит вальсам и фокстротам 54-летних и более взрослых девочек. А они учатся радоваться жизни, верить, общаться. В итоге меняется реальность, мир становится лучше. Возможно, именно этим и занимается тагильская «Рио-Рита». А у Тамары Ивановны Дунаевой нет секретов, она просто помогает людям, делая их жизнь ярче и добрее.

 

 

Лозоплетение,  гончарное искусство и роспись по керамике «подружились» в Нижних Таволгах

Мастер-класс по лозоплетению. Фото: Евгений КОНОВАЛОВ.

Село Нижние Таволги по праву можно назвать Меккой уральских умельцев. Фестивали народных промыслов, которые проводятся здесь регулярно, каждый раз собирают  десятки самобытных мастеров и сотни зрителей. На одном из таких фестивалей довелось побывать собственному корреспонденту газеты «Уральский рабочий» Евгению КОНОВАЛОВУ. Ниже – его рассказ о празднике народных ремесел и лучших представителях этого вида творчества.  

 —   Коллектив народных промыслов «Егоршинская лоза» — постоянный участник подобных мероприятий, мастер-классы по ивоплетению всегда собирают толпы зрителей и желающих попробовать себя в этом деле. Наверное, потому, что старинное ремесло сохранило востребованность в наши дни, и потому, что из простого, доступного материала можно творить настоящие шедевры.

«Егоршинская лоза» появилась на базе лесопитомника железной дороги. Оказывается, в структуре РЖД есть подразделение, которое занимается выращиванием кустарников и деревьев для естественной защиты железнодорожных путей, благоустройства вокзалов и станций. Энтузиасты решили дать вторую жизнь ивняку, участвующему в создании зеленой зоны.

Готовый ивовый прут, конечно, не купишь в магазине. Мастера его заготавливают сами, непременно поздней осенью, когда тонкую древесину «проберут» первые заморозки. Затем ивовые ветки подвергают термической обработке — отваривают в течение нескольких часов. После прутья очищают от коры и при необходимости расщепляют на три части, для получения так называемой ленты. Лента более податлива, и мастеру с ней проще работать. Однако у изделий из цельных прутьев — особый шик и объемность.

Основная линейка продукции из ивовой лозы — украшения для интерьера. Декоративная посуда, фигурные подставки и подносы, традиционные корзинки с лукошками — фантазия постоянно подсказывает мастерам новые формы изделий, было бы время реализовать задумку.

— А сколько времени понадобилось, чтобы сплести вот это лукошко? — беру я с витрины приглянувшийся шедевр.

Аккуратную корзиночку не стыдно и перед гостями поставить, не будет лишним и в лес прихватить, идя за грибами.

— 1 час 18 минут! — сразили меня мастера моментальным и дружным ответом.

Оказывается, для каждого изделия есть временной норматив. Вот что значит принадлежность к железной дороге, под эгидой которой до сих пор работают лозоплеты, — график расписан по минутам.

Мастера признательны своим железнодорожным шефам также за создание нормальных условий для работы и творчества. Особенно это важно зимой, когда объемы реализации невелики и мастера работают в основном на склад. Так что выставки-фестивали, где можно сбыть немалую часть запасов, для них очень важны.

А вот новый вид художественного промысла, освоенного мастерами Нижнего Тагила, стал открытием для участников таволожского фестиваля. Тагильские художники, которые долгие годы работали над росписью подносов, в прошлом году взялись расписывать таволожскую керамику. Гончарные изделия засияли новыми красками, а у тагильчан появился перспективный вид деятельности.

Для художника Ирины Смыковой, которая много лет отдала нижнетагильскому цеху по росписи подносов, очень важно, чтобы профессионалы, знающие толк в искусстве, не сочли свежерасписанную посуду поделкой. То есть работой, в которой мастер попытался соединить априори не сочетаемые элементы, пусть и ценные сами по себе. Таволожская керамика и нижнетагильская роспись, действительно, признанные бренды, а по поводу совместного «существования» можно сказать только одно — им давно следовало обрести друг друга.

Многочисленным ценителям керамики новые изделия сразу понравились, расписная посуда была нарасхват. Хозяйки лишь интересовались, можно ли ее ставить в духовку. Оказывается, нельзя — изделия расписаны масляными красками, и такая красота способна «пережить» только тщательную мойку. 



Ансамбль «Аюшка» — мил-сердечный друг всех поклонников народной музыки

Слава русской музыкальной группы «Аюшка» давно перешагнула границы не только Среднего Урала, но и России. Уральским музыкантам рукоплескала публика в Италии, Испании, Германии, Японии, Индии, Индонезии и многих других стран.

 Став участником народного фестиваля «Уральские самоцветы», «Аюшка» вдохновляет огромное количество талантливых людей на новые творческие свершения. Есть нечто символичное  и в том, что «Аюшка» на старо-уральском диалекте  означает: «мил-сердечный друг». Подружить уральцев с прекрасным, объединить гражданское общество — что может быть выше этой миссии, которой служит уникальный ансамбль с момента его создания!  

За четыре десятилетия творческой жизни (с 1976 года) ансамбль существовал в разных составах — от септета до квартета, но всегда был узнаваем. Мультижанровая музыка, на которую делает ставку коллектив, звучит с использованием редких тембров жалеек, свирелей, трещоток, флексатона, казу, коробочек, бубнов, маракасов, кастаньет, которыми «Аюшка» обогащает свой традиционный состав инструментов.

Аранжировки и авторские композиции, определяющие неповторимый стиль коллектива, выполнены Владимиром Зыкиным, который руководит «Аюшкой» с 1981 года. За авторскую программу «Голоса веков» ансамбль удостоен премии губернатора Свердловской области.

С коллективом сотрудничают Сергей Старостин, Виталий Владимиров, Игорь Паращук, французский балетмейстер Мартин Кравитц, ведущие солисты-вокалисты Екатеринбурга и России.

Музыкантами записано две виниловые пластинки на фирме «Мелодия» (1982, 1983) и пять компакт-дисков (1993, 2003, 2003, 2004, 2014).

Живая история «Аюшки» — это тысячи концертов более чем в 20 странах мира, многочисленные дипломы международных, всесоюзных, всероссийских фестивалей и конкурсов.

Ближайшее выступление группы запланировано на 1 сентября нынешнего года  на фестивале «Безумные дни в Екатеринбурге», который частично совпадает по времени с народным фестивалем «Уральские самоцветы», что тоже весьма символично. В программе концерта — обработки хитов классической музыки, детских песен и народных танцев разных стран. Некоторые из этих произведений услышат и жители тех муниципалитетов Свердловской области, где запланированы выступления  «Аюшки» в рамках фестиваля «Уральские самоцветы».


Состав русской музыкальной группы «Аюшка»

Владимир Зыкин (баян) — художественный руководитель, заслуженный артист России, лауреат всероссийского конкурса композиторов, лауреат премии губернатора Свердловской области
Михаил Бедарев (контрабас-балалайка, вокал)
Евгения Дрокина (домра)
Галина Сагадеева (балалайка) — лауреат всероссийского конкурса.





В Асбесте  более века танцуют под музыку духового оркестра

На особое место в «самоцветной» палитре народных талантов  по праву претендует  Асбестовский муниципальный духовой оркестр имени Михаила Борисова — старейший на Урале и сам по себе уникальное явление. В 2018-м ему исполняется 110 лет.

Неудивительно, что именно этот уникальный коллектив открыл фестивальную программу в Асбесте. Танцы под музыку духового оркестра в городе проводятся каждое воскресенье, но в  минувшие выходные состоялся первый в рамках фестиваля танцевальный марафон — с призами за лучшее исполнение песни и танца.

— Мы ждем каждое воскресенье и не пропускаем танцы более 20 лет, — делится Зинаида Чазова, составляющая одну из лучших пар с мужем Павлом  (оба на заслуженном отдыхе). — Для нас это праздник, чудесное настроение, движения, приносящие настоящую радость.
— Вообще-то первый раз я пришел на танцплощадку в 1959 году, — добавляет ее партнер. — Оркестр играл тот же самый — конечно, с другими музыкантами и дирижером, но это наш городской оркестр, который, выходит, сопровождает нас всю жизнь и возвращает молодость.
Пара легко закружилась в вальсе — под музыку асбестовского оркестра невозможно устоять на месте!

Как все начиналось

В начале прошлого века оркестров было два. Два асбестовых прииска, точнее, их управляющие, конкурировали между собой и ни в чем друг другу уступать не хотели. Коли появился на одном из приисков оркестр, так и на втором поспешили приобрести инструменты. Дирижеров «выписали» из губернии, а музыкантов учили на месте. Оркестры играли в спектаклях, которые ставил театральный кружок, а также воскресными вечерами, и каждый мог послушать музыку и потанцевать.

Во время революции и гражданской войны старателям было не до песен. Но как только наступил мир, поутих голод (добытый хризотил-асбест меняли за границей на золото, покупали муку), музыканты взяли инструменты в руки.

Вскоре в Асбесте построили Дворец культуры, разбили парк, в котором первым делом смастерили танцплощадку и место для оркестра. Танцплощадку за круглую форму окрестили «сковородкой», и летними вечерами оттаптывали на ней каблуки. Оркестр играл вальсы, марши, популярные песенки.

А потом снова началась война, Великая Отечественная. Оркестр в полном составе ушел на фронт. Во Дворце культуры, в котором до войны гастролировали не только свердловские, но и московские театры, развернули заводские цеха.

Ушли музыканты, а музыка осталась. «Славянку» в честь великой Победы играли мальчики-самоучки и выздоравливающие раненые из Асбестовского госпиталя.

Пошли на взлет

И после войны нужда в музыкантах была великая. О магнитофонах в то время не слыхивали, живой звук ничем не могли заменить. Оркестр играл на свадьбах и похоронах, сопровождал театральные постановки, возглавлял парады в дни великих социалистических праздников. А по воскресеньям в Асбесте — танцы, эта традиция прижилась и бережно сохранялась.

В 1964 году асбестовский оркестр «пошел на взлет» — с той самой минуты, как встретился со своим главным музыкантом. Михаил Борисов, окончивший в Москве военно-музыкальное училище и в Асбест приехавший к родственнику на свадьбу, поддался на уговоры и остался в Асбесте жить. Организовал оркестр в школе-интернате, да так, что вчерашнего курсанта сразу заметили и пригласили в городской оркестр. Художественным руководителем. Он прослужит в нем почти полвека, поднимет провинциальный самодеятельный коллектив на высоту профессионального и не проиграет ни одного фестиваля и конкурса, на которых будет выступать. Оркестр проводит своего Маэстро в последний путь, и с гордостью будет носить его имя.

Однажды оркестру устроили праздник: путешествие по Волге. Вместе с лучшими художественными коллективами Свердловской области. В каждом городе, где останавливался белый теплоход — в Саратове, Волгограде, Самаре, Астрахани — асбестовские музыканты располагались на пристани и начинали играть. Зрители сбегались со всех сторон. Звуки вальсов, танго, маршей, современных попурри пробуждали в душах собравшихся совершенно особые чувства. Ноги были готовы к танцу, а сердце откликалось на каждую ноту. Дело не только в мастерстве (хотя и в нем тоже). «Духовая музыка гораздо ближе человеку, чем академическая», — говорил Михаил Борисов.

Через двадцать дней оркестр вернулся и до белых мух играл на летней площадке родного города.

— Это наша традиция, ей действительно больше века, — комментирует художественный руководитель оркестра Василий Шамшеев. — Каждое воскресенье в летние месяцы мы играем на улице, а с осени по весну — в фойе Дворца культуры. Насколько мне известно, в других городах подобного не происходит. Недавно мы выступали на юбилее Железнодорожного района Екатеринбурга, играли на летней площадке, публика принимала восторженно.

Дирижеры и музыканты

Ну да, в самом Асбесте к мастерству и звездности своего оркестра привыкли. И не каждый из завсегдатаев танцевальных вечеров знает, что вот уже 18 лет — с 1999 года — концерт асбестовского муниципального оркестра включен в программу рождественских вечеров Свердловской областной филармонии, а с недавнего времени — в абонемент «Встречи с оркестром». Что с региональных и всероссийских фестивалей духовых оркестров музыканты возвращаются лауреатами главных премий (а иногда и всех заявленных — никому не уступают).

Заслуженный работник культуры РФ Михаил Борисов всегда помнил о том, что в оркестре важны все. И дирижер, и первая скрипка, и саксофон, — и далее по списку. А личные амбиции подходят для того, чтобы лучше играть и никогда не сдаваться. Чтобы оркестр жил долго и счастливо, нужны такие традиции, которые укроют коллектив от бурь во все времена. Танцы по воскресеньям тут не в счет — это как-то само прижилось. «Если быть, так быть лучшим» — не просто звучало, а прорастало в каждом, кто приходил в оркестр.

Вот с дирижеров и началось — да, именно так, во множественном числе. В свое время Борисов решил — одного мало, трое в самый раз. Заслуженный работник культуры Александр Ундольский — преподаватель областного колледжа искусств и музыкант квартета «Урал», заслуженный работник культуры Геннадий Калегин — директор Уральского академического филармонического оркестра, наряду с художественным руководителем — сначала Михаилом Борисовым, в настоящее время с Василием Шамшеевым — и обеспечивают тот уровень, который так восхищает каждого зрителя, включая строгих членов жюри фестивалей и конкурсов. Именно Александр Ундольский  достиг вершин мастерства в исполнении самых сложных классических произведений, Геннадий Калегин — популярных эстрадных мелодий. Вот откуда разнообразие репертуара и  манеры исполнения.

С оркестром выступают лучшие асбестовские певцы — преподаватели колледжа искусств Ксения Ермохина, Светлана Шамшеева, трио «Субботея», Владимир Сабуров (автор удивительно лиричного гимна об Асбесте).

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK